14 ноября 2012
ПРОТОКОЛ
заседания круглого стола от 14 ноября 2012 года
Место проведения: Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.46-48,каб.305
Время проведения: 10.00-11.30
Присутствовали: лично 10 человек – Бубнов Д.В. ЗАО «ГСК Аудит», Болтенко Л.В. ООО «Валена-аудит», Диденко О.Г. ООО «Эдвайс Аудит», Искровская Т.С. ООО «Аудит- СПк», Левашова А.А. ЗАО АК «Альтернатива», Малынкина И.В. ООО «АСП-Аудит», Мурашова В.Г. ООО «Финэк-Аудит», Никитина Т.А. ООО «ИНСЭИ», Никифорова А.П. ЗАО «АК «Вердикт РФ», Сотникова О.Д. ЗАО «Интернэшнл Си-Пи-Эй Корп.», а так же по трансляции в режиме он-лайн представители региональных филиалов и отделений СРО НП АПР:
- ПРФ СРО НП АПР,
- УРФ СРО НП АПР,
- ЦРФ СРО НП АПР,
- ЮРФ СРО НП АПР,
- Калининградское отделение СЗРФ СРО НП АПР,
- Омское отделение СРФ СРО НП АПР,
- ООО «Совет Независимых Аудиторов»,
- ООО «Фирма «Экспресс-Аудит»,
- ООО «Стандарт-Аудит»,
- ЗАО «Псков-Аудит»,
- ООО «АКГ Гудвилл»,
- ООО «АФ «Российский аудит» (12 подключений)
Тема: Проблемы обеспечения соблюдения требования пункта 4.1. Статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", связанные с введение в действие единого аттестата аудитора.
Ведущие: Бубнов Д.В. – председатель региональной Комиссии по обязательному аудиту
Левашова А.А. – председатель региональной Комиссии по стандартизации аудиторской деятельности и аудиторской практике
Участникам Круглого стола были представлены на обсуждение вопросы:
· Обеспечение гарантий пользователей аудиторского заключения, в том числе, последующих аудиторов.
· Понятие, использованное в пункте 4.1. Статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" - "участие (осуществление) в аудиторской деятельности" - практика применения.
· Возможность и необходимость внесение изменений в Федеральные стандарты аудиторской деятельности с целью регламентации требований, установленных Федеральным законом № 307-ФЗ относительно участия аудиторов с единым аттестатом нового образца в аудите организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона.
· Администрирование процесса аудита банков, страховых компаний, НПФ и ПИФ-ов с учетом новых требований к аттестату аудиторов
С вступительным словом выступил Бубнов Д.В. обозначив проблемы, возникшие с вступлением в силу требований пункта 4.1. Статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности": «С 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.».
Не смотря на шумиху, вызванную необходимостью сдавать экзамен для подтверждения своей квалификации, многие аудиторы фактически игнорируют вышеназванное требование закона или соблюдают его формально.
Левашова А.А. рассказала о проблемах, с которыми пользователи информации, содержащейся в Аудиторских заключениях по бухгалтерской отчетности организаций, поименованных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", или как мы их называем общественно-значимых (далее – ОЗО), сталкиваются на практике.
Даже если не говорить о государственных контролирующих органах, таких как Центробанк, ФСФР и Росстрахнадзор, то неограниченный круг лиц (акционеры, клиенты, участники, вкладчики), включая, что немаловажно, последующих аудиторов, не могут получить из аудиторского заключения (далее - АЗ) информацию о соблюдении аудитором законодательства об аудиторской деятельности при его подготовке. То есть из текста АЗ не следует, что аудит был проведен надлежащим образом и что АЗ, как документ, имеет юридическую силу и не будет отозвано при обнаружении обратного - недобросовестности аудитора или нарушения им законодательства при проведении аудита и формирования мнения.
При существующем положении дел это может быть выяснено только при плановой процедуре ВККР через 3 – 5 лет после выдачи такого АЗ или после внеочередного ВККР по жалобе коллег или пользователей (до чего не хотелось бы доводить, т.к. это связано с репутационными потерями). К тому же всегда лучше предупредить нарушение, чем потом с ним разбираться в суде.
Если даже принять во внимание то катастрофическое положение с новыми аттестатами, которое существенно ограничило выбор аудитора для ОЗО, то «Закон есть Закон» и тогда всему сообществу следует либо публично отказаться его выполнять, либо всем без исключения Закон соблюдать.
В АПР уже поступают жалобы по данной проблеме и рассматриваются подтвержденные ВККР нарушения законодательства при проведении аудита ОЗО, в т.ч. и в судебном порядке.
Практически все регионы столкнулись с проблемой, когда в лучшем случае новый аттестат «дают (берут) на прокат», а в худшем руководство аудиторских компаний даже не озадачивается формальным оформлением по совместительству обладателей новых аттестатов. Поскольку в связи с вышеизложенными обстоятельствами существует реальная угроза надлежащему качеству оказываемых аудиторских услуг, объективности формируемого аудиторами мнения и обоснованности выдаваемых Аудиторских заключений, необходимо предпринять меры предосторожности.
Региональная Комиссия по стандартизации аудиторской деятельности и аудиторской практике СЗРФ СРО НП АПР (протокол от 04.07.2012 года) выступила со следующим предложением, которое поддержал Совет СЗРФ СРО НП АПР (протокол от 19.07.2012 года):
С целью избежания несанкционированного использования аттестатов, выданных после 01 января 2011 года, для «осуществления аудиторской деятельности, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона» и обеспечения возможности получения оперативной (при ознакомлении с Аудиторским заключением) информации о соблюдении аудиторами требования пункта 4.1. Статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности»
Предлагается внести следующие изменения в ФСАД 1/2010
Пункт 3г) дополнить текстом следующего содержания (выделено жирным шрифтом и подчеркнуто):
«3. Аудиторское заключение должно содержать:….
г) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов; Аудиторское заключения по бухгалтерской отчетности организаций, поименованных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дополнительно - фамилия, имя, отчество аудитора, участвующего в данном аудите, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой он является, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, реквизиты аттестата, выданного после 01 января 2011 года;».
Пункт 22а) дополнить текстом следующего содержания:
«22. Аудиторское заключение подписывается:
а) руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности организаций, поименованных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудитором имеющим квалификационный аттестат аудитора, выданный после 01 января 2011 года. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего аудиторское заключение, реквизиты аттестата, выданного после 01 января 2011 года;».
В ходе проведения круглого стола участникам были высказаны различные предложения и пожелания, в частности Председателем комиссии по обязательному аудиту ПРФ СРО НП АПР Кускильдиным Тимуром было внесено предложение о ведении единого реестра выданных аудиторских заключений или хотя бы только реестра аудиторских заключений выданных ОЗО.
Участники круглого стола в целом поддержали предложение озвученное Левашовой А.А. и предложили обратиться с ним в Центральный комитет СРО НП АПР по стандартизации аудиторской деятельности и аудиторской практике.
Председатель Комиссии Д.В. Бубнов
по обязательному аудиту
Председатель Комиссии А.А.Левашова
по стандартизации аудиторской
деятельности и аудиторской практике